МБОУ "СОШ № 1 имени В.П. Полякова"
город Сорочинск Оренбургская область
  • Средневзвешенная система оценивания

    Уважаемые родители, обучающиеся!

    С 1 сентября 2024 года в нашей школе вводится средневзвешенная система оценивания образовательных результатов обучающихся (взамен среднеарифметическому подсчёту), по всем возникающим вопросам по оцениванию вы можете обратиться к Мамаевой Е.В., заместителю директора по УВР, курирующей этот вопрос по телефону 8(35346)41984 или при личной встрече.

    Предлагаем вам познакомиться с основными подходами данной системы оценивания.

    1. Информация об инновационной деятельности.

    Средневзвешенная система оценки образовательных достижений обучающихся представляет собой интегральную оценку результатов всех видов учебной деятельности обучающихся в течение учебного периода.

    Данная система оценивания  направлена на   повышение  объективности итоговой отметки, усиление  ее зависимости от результатов ежедневной работы на протяжении всего учебного года, а также стимулирование обучающихся к системной работе в процессе получения знаний и

    усвоения учебного материала на протяжении всего учебного года.

    Средневзвешенное оценивание предполагает введение весового коэффициента к отметке при 5-балльной шкале оценивания  в ходе текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся. Для этого каждому виду работ, выходящему на оценивание, устанавливается вес, который напрямую зависит  от значимости выполняемой учеником работы.

    Типзаданий(видучебнойдеятельности)

    Вес

    1.Работа в рамках федерального мониторинга качества знаний (ВПР, стартовая работа, мониторинговая, диагностическая и.т.п.)

    2.Контрольная/диктант/комплексная/промежуточная аттестационная работа (в рамках оценочных процедур  в соответствии с рабочей программой)

    3.Сочинение (классное)

     4.Защите проекта

    5

    1. Тематическая работа

    2. Практическая работа

    3. Тестирование

    4. Пересказ

    5. Техника чтения

    6. Аудирование

    7. Работа с первоисточником, документом

             4

    Сочинение домашнее

    1. Комплексная оценка на уроке

    2. Лабораторная работа

    3. Изложение

    4. Чтение наизусть

    5. Работа на уроке

    6. Устная речь (диалог, монолог)

    7. Диктант словарный, терминологический, математически и.п.

    8. Творческая работа

    9. Зачёт

    3

    1. Устный ответ

    2. Самостоятельная работа

    3. Теоретический опрос

    4. Реферат/доклад

    5. Выполнение заданий в рабочей тетради

    6. Работа с текстом

    2

    1. Работа над ошибками
    2. Контрольное списывание
    3. Домашняя работа

    1

    1. Формула расчёта средневзвешенного балла

    Средневзвешенное =   Сумма произведений оценок на их веса

                                                   Сумма веса этих оценок

    1. Пример расчёта средневзвешенного балла.

    Например, ученик получил за контрольную («вес» 5) отметку 5, а за ответ на уроке  («вес» 1) – 3, за самостоятельную работу («вес» 2) – 2, за изложение («вес» 3) -4. Тогда расчет средневзвешенного балла получится таким: (5*5 + 3*1+ 2*2+ 4*3) :  (5+1+2+3) = 44:11= 4

    Средневзвешенный балл ученика составит 4  - это соответствует отметке 4 (Так как отметка за контрольную работу имеет больший вес)

    1.   Примеры расчёта средневзвешенного балла в разных ситуациях.

        Разберём несколько примеров выставления отметок при средневзвешенном оценивании.

    Пример 1.

        Когда ребёнок занимается стабильно и получает за контрольные и самостоятельные работы отметки 4 и 5, стабильно выполняет домашнее задание и отвечает на уроке, то результат, что по старой системе оценивания, что средневзвешенной системе будет одинаковым

    Вид работы

    КР

    ТО

    СР

    ТО

    СР

    ТО

    Ср. ар.

    СВО

    Вес

    5

    1

    3

    1

    3

    1

    4,5

    4,5

    Отметка

    4

    5

    5

    4

    5

    4

    5

    5

    Пример 2.

         Когда ребёнок пишет все самостоятельные и контрольные работы на 4 и 3, при этом текущие отметки 5 и 4.  По среднеарифметическому баллу за четверть такой ребёнок получил бы отметку «4».   Но все мы видим, что результат работ контрольного и самостоятельного характера показывает, что ребёнок  не знает предмет на «4».  То есть, он может списать домашнее задание с ГДЗ, выполнить работу с чьей-либо помощью, при этом не может самостоятельно выполнить работу, проверяющие предметный результат.

    Вид работы

    КР

    ТО

    СР

    ТО

    СР

    ТО

    Ср. ар.

    СВО

    Вес

    5

    1

    3

    1

    3

    1

    4,16

    3,7

    Отметка

    4

    5

    3

    5

    3

    4

    4

    3

    Пример 3.

    Когда ребёнок пишет все самостоятельные и контрольные работы на 4 и 5, при этом текущие отметки 3 и 2.  Отметки за контрольные и самостоятельные работы показывают, что ребёнок осваивает программный материал, даже если он не выполняет домашнее задание, не отвечает хорошо на уроке. При этом среднеарифметический балл у такого ребёнка составил бы 3,3, за четверть у ребёнка стояла бы отметка 3, по средневзвешенной системе оценивания будет отметка 4.

    Вид работы

    КР

    ТО

    СР

    ТО

    СР

    ТО

    Ср. ар.

    СВО

    Вес

    5

    1

    3

    1

    3

    1

    3,3

    3,7

    Отметка

    4

    2

    5

    2

    4

    3

    3

    4

     Пример 4.

    Когда ребёнок пишет все контрольные работы плохо на 3 и 2, но качественно выполняет домашнее задание и старается ответить на уроке, то средневзвешенный балл и среднеарифметический принципиально не расходятся. При этом ребёнок имеет право повысить свой среднеарифметический балл, исправив неудовлетворительную отметку, или придя после болезни, выполнить работу, которую он пропустил.

    Вид работы

    КР

    ТО

    СР

    ТО

    СР

    ТО

    Ср. ар.

    СВО

    Вес

    5

    1

    3

    1

    3

    1

    3,3

    3,07

    Отметка

    2

    4

    3

    5

    2

    4

    3

    3

    1. Пропуски и неудовлетворительные результаты.

    «Пропуски (посещаемость) не учитывается при подсчёте средневзвешенной оценки.

         В случае пропуска учебного занятия по уважительной причине (болезнь, соревнования, олимпиада и т.п.), на котором проводилась важная для аттестации форма контроля, в день проведения работы обучающемуся выставляется отметка об отсутствии «н». (отметка «н» в журнале/дневнике не влияет на успеваемость обучающегося и не соответствует неудовлетворительному результату, не влияет на средневзвешенный балл).

         В случае пропуска учебного занятия без уважительной причины, на котором проводилась важная для аттестации форма контроля,  обучающийся обязан выполнить работу в дополнительное время в течение двух недель с фиксацией результата в классном журнале и в электронном журнале/дневнике. В этом случае в день проведения ставится отметка «н», а результат выполненной работы вносится в журнал/дневник в тот день, в который обучающийся сдал работу.

    В случае получения обучающимся неудовлетворительной оценки за любой вид  аттестации ему предоставляется право пересдачи в дополнительное время в течение двух недель с фиксацией результата в электронном журнале/дневнике. В этом случае неудовлетворительная отметка выставляется, рядом с ней выставляется отметка по результатам пересдачи. Если обучающийся отказывается от пересдачи, то в журнал выставляется неудовлетворительная отметка.

    5.Как увидеть средневзвешенный балл?

    В цифровой ресурс «Электронная школа» в проект «Дневники и журналы» уже заведена система  средневзвешенного оценивания. Вы уже, наверное, обратили внимание, что есть такие пометки как СВ - средневзвешенный балл, СО – средний арифметический, КО – количество оценок.

      В электронном ресурсе автоматически отражается весовой коэффициент каждой отметки и  средневзвешенный балл за выбранный учебный период. Это позволяет учителю, а также родителям и обучающимся своевременно иметь полную картину об успеваемости.

    6.На что ёще нужно обратить внимание?

        Не нужно бояться того, что работ с весом будет больше, чем положено. Внутренние оценочные процедуры заложены в рабочих программах учебных предметов. В соответствии с методическими рекомендациями министерства Просвещения их количество не должно превышать 10% от общего количества часов по программе.  Если предмет изучается из расчёта 2 часа в неделю, за год количество часов по программе составляет 68, то таких работ должно быть не более  6 за год. Кроме этого, в рабочие программы  заложены другие оценочные процедуры (самостоятельная работа, практическая, лабораторная, сочинение и .т.д), которые тоже имеют достаточный весовой коэффициент для того, чтобы отметка ученика была выше.

    Мы понимаем, что  введение новых подходов к системе оценивания требует апробации и уточнений в процессе работы, возможны определённые риски. Надеемся на вашу поддержку и понимание в данной работе.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie